Пленарное заседание
Модератор И. Ю. Коваль, Председатель Правления АИИК, Первый заместитель Председателя Правления по инвестиционной политике Государственной компании «Российские автомобильные дороги» («Автодор»)
Вступление: В. В. Онищенко, Председатель Экспертного совета АИИК, генеральный директор Агентства трансформации и развития экономики
Презентация результатов исследования «Динамика инвестиций в инфраструктуру (в том числе, в форме ГЧП) и достижение целей национальных проектов».
Вопросы для обсуждения:
· состояние отрасли: существующие риски и возможные инструменты для привлечения инвестиций;
· инфляционные последствия и их минимизация;
· предложения по мерам поддержки финансирования отрасли и регулированию со стороны Банка России;
· проблемы последних изменений Бюджетного кодекса РФ;
· льготное фондирование, как реальный инструмент снижения стоимости инфраструктурных проектов;
· ГЧП в промышленности, как одно из ключевых новых направлений;
· запуск и продвижение федеральной программы строительства платных дорог 2-3 категории с низкой бюджетной нагрузкой: привлечение внебюджетного финансирования и утверждение методики отбора проектов.
Стратегическая сессия
Модератор: Мария Ярмальчук, заместитель Председателя Правления АИИК, исполнительный директор АИИК
Вопросы для обсуждения:
· «входной билет» (критерии соответствия требованиям Закона о ГЧП) в проекты и ожидания рынка потенциальных участников, а также требования к заявителям и заявках, неотраженные в законе;
· направления сближения позиций государства и бизнеса (предложения АИИК и поправки Минпромторга России);
· приоритетные направления отрасли и объемы планируемой поддержки;
· статус программы, получены ли первые заявки, реальные кейсы;
· роль государства в формировании условий для реализации проектов.
Модератор: В. В. Онищенко, Председатель Экспертного совета АИИК, генеральный директор Агентства трансформации и развития экономики
Вопросы для обсуждения:
- запуск механизма, обеспечивающего приоритетные инфраструктурные проекты ГЧП доступным финансированием в виде получения банками льготного долгосрочного фондирования от Банка России по сниженной ставке (льготное фондирование);
- разработка и внедрение механизма субсидирования расходов на применение производных финансовых инструментов при реализации инфраструктурных проектов (опциона «САР»);
- разработка и популяризация инструментов привлечения средств на фондовым рынке через облигации (бессрочные, инфраструктурные и др.);
- внедрения механизмов секьюритизации кредитов ГЧП;
введение модели рассрочки как предмета концессионного соглашения (модель DBFM); - применение механизмов банковского сопровождения при казначейском сопровождении;
- использование счетов эскроу при исполнении государственных контрактов на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт автомобильных дорог в целях обеспечения подрядчиков дешевым оборотным финансированием и отмены необходимости применения банковской гарантии.
Стратегическая сессия
Модератор: Денис Качкин, член Экспертного Совета АИИК, Управляющий партнер Адвокатского бюро «Качкин и Партнеры».
Вопросы для обсуждения:
- краткие итоги законодательного сезона 2024;
- последние изменения в Бюджетный Кодекс РФ: последствия и необходимые изменения;
- новые формы и механизмы для проектов ГЧП: доходные концессии, built-to-suit, операторские концессии;
- роль ВЭБ.РФ как верификатора на рынке ГЧП;
- новые отраслевые правила для отдельных видов объектов (здравоохранение, ОКН);
- судебная практика и позиция прокуратуры по вопросам применения законодательства о концессиях;
- ожидаемые изменения в 2025: ЖКХ, КРТ, промышленность (доработка), новые сферы.
Модератор: В. В. Косой, Заместитель Председателя Экспертного совета АИИК, Президент Центра экономики инфраструктуры
Вопросы для обсуждения:
- как реализация ВСМ влияет на технологическое развитие страны и достижение технологического суверенитета. Какую ценность проект представляет для страны;
- какие эффекты ожидаются от строительства ВСМ;
- какие прогнозируются риски в случае отказа от реализации ВСМ;
- льготное фондирование, как реальный инструмент снижения стоимости инфраструктурных проектов;
- возможные проекты при текущих условиях: факторы, элементы, финансовое закрытие.